09.02
00:52
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи
"И не только стихи, но и картины, и музыка, и даже научные открытия" – уточнят знающие люди. Творческого человека принято представлять как некое практически неземное существо, витающее где-то в неведомых далях, время от времени спускающееся на грешную землю, чтобы выдать очередной шедевр, а потом снова вознестись. Мастерская/мольберт/рабочий стол/лаборатория гения тоже должно полностью соответствовать своему хозяину. Обычно это максимально захламленное место, какая-нибудь мансарда, или, наоборот, подвал, заваленный от пола до потолка эскизами/набросками/чертежами вперемежку с недопитыми чашками кофе и еще какими-нибудь невообразимыми вещами для вдохновения. Гениальный творения, гениальных творцов тоже возникают вдруг из ниоткуда как по мановению волшебной палочки, чудесного вдохновения свыше. Дар он и есть дар! Что тут еще скажешь. Да только даром ничего не дается. И дар в том числе. А для определенной категории людей творчество стало профессией. Каждый будний день ждать великих откровений с 8:00 до 18:00 не получится. Подобные откровения – редкие гости даже у настоящих гениев. Приходится выкручиваться.Хаос не содержит в себе ничего удобного и вдохновительного, не имеет никакого отношения к свободеВ наше суетное время написано уже великое множество книг по тайм-менеджменту, и, казалось бы, зачем нужна еще одна? Затем, что эта книга для тех кто тайм-мендежмент на дух не переваривает и считает чуть ли не врагом номер один. Ведь творчество – это свобода! Разве можно осквернять этот священный процесс такими приземленными вещами как распорядок дня и стратегический план? Вся беда в том, что жить эти "творцы" все равно вынуждены в режиме вечного дедлайна. И не просто жить, но и выдавать общественности новые и новые произведения своего богатого воображения. Если воображение бедное, то это только его проблемы. Назвался творцом – твори и не вздумай выбиваться из графика! Как не растерять остатки своего дара, научиться работать по графику (пусть и творческому) расскажет супер-творческий человек Яна Франк. Кто она такая, думаю, рассказывать не нужно? Если все-таки нужно, то я уже как-то пытался представить ее общественности в рецензии на «Дневник дизайнера маньяка»Яна в свое время испытала на себе все проблемы творческого профессионала, если можно так выразиться. Пройдя путь от рядового дизайнера до арт-директора крупной студии, а затем и фрилансера. Положение усугублялось серьезным заболеванием, настигшем ее прямо посреди творческого пути (не в последнюю очередь из-за неправильного планирования своих сил). Словом, Яна не понаслышке знает что такое нехватка времени. И не только по вине придирчивых заказчиков. В свое время судьба сама натолкнула ее на проблему планирования времени (простите за тавтологию). Ключиком послужила судьба советского ученого Александра Александровича Любищева, который в течение 56 лет жизни фиксировал каждый момент своей жизни, с точностью до 15 минут (кстати, в сети доступны его личные дневники, а также книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь», посвященная А.А, Любищеву)Взяв на вооружение пример Любищева, Яна разработала собственную систему, пригодную именно для человека занятого творческим трудом. Начав с фиксации временных затрат на любое, даже самое мелкое дело (а особенно "недело" вроде бестолкового зависания в интернете), можно выяснить сколько времени мы теряем напрасно ежедневно. Вычислив таким нехитрым способом временных паразитов, стоит попробовать побороться с ними за лишние свободные минутки, а то и целые часы. Затем, разбив каждый эффективный час на кусочки в 45 и 15 минут, оптимизировать выполнение все важных и рутинных задач (кстати, вы не задумывались почему академический час в школах и университетах именно 45 минут?). Это особенно важно в условиях многозадачности, когда приходится работать сразу над несколькими проектами, плюс еще над мелкими доработками по старым задачам. И, конечно же, не забывать про полноценный отдых, сон и все прочее. Иначе можно, так и не дожить до рождения своего шедевра.Профессионалы от тайм-менеджмента, скорее всего, сочтут многие методы, изложенные в книге, далеко не новыми, но, тем кто мало знаком с вопросом, они могут реально помочь в планировании собственного времени в условиях творческой невесомости. Иногда, даже во время бесконтрольного полета воображения, полезно спуститься на землю и хотя бы примерно рассчитать направление, скорость, запас горючего и прочие насущные мелочи. Ведь каждая мелочь может неожиданно разрастись в прожорливого монстра. А расчеты нисколько не принизят творческий акт, зато позволит долететь до точки назначения и быть готовым к новым вылетам. Поэтому, прежде чем начать критиковать столь "низменные" методы, испробуйте их на практике. Вдруг поможет? И творческий кризис сдвинется с мертвой точки (пятой), а то уж больно вольготно он там расположился. Порядок, не убивает творчество, точно также как творчество не умирает, когда становится профессией. Но для этого должен быть стимул и направленные усилия.А может быть, навсегда успокоишься в полной мере осознав, что все это на самом деле не имеет никакого значения – ни записанное время, ни выполненные задания, ни свернутые горы. Может быть, единственное, что важно, – это ощущение, что я живу полной жизнью, но ощущение это складывается, естественно, не из вымытых посуд, приготовленных обедов и даже не из опубликованных книг и проданных картин.